Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
В учреждении оборудовано 4 групповых помещений. В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для хранения и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей, а также развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. Внутреннее пространство детского сада, помимо групповых помещений, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей: кабинет педагога-психолога, музыкальный зал (физкультурный зал).
Сведения об объектах для проведения практических занятий
Созданная коррекционно-развивающая среда в детском саду – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
В МБДОУ имеются следующие объекты для проведения практических занятий:
§ 4 групповых помещений
§ 1 кабинет педагога-психолога
§ 1 музыкальный зал (физкультурный зал).
Групповые помещения и кабинеты оборудованы специальными средствами обучения и восприятия, приспособленные для использования лицами с ОВЗ и инвалидами.
Кабинет педагога-психолога приспособлен как для групповых занятий (малой группой), так и для индивидуальных занятий. В кабинете имеется дидактический материал, мебель, столы, стулья, компьютер, оргтехника, массажный коврик, круглый балансир, массажные мячи, настольные игры, прописи, набор книг, сухой бассейн.
Музыкальный зал используется для проведения занятий, развлечений и праздников. Зал оснащен музыкальными инструментами, пианино, магнитофоном. Имеется костюмерная, которая регулярно пополняется.
Физкультурный зал используется для проведения физкультурных занятий, соревнований, спортивных праздников и развлечений.
Сведения о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается в методическом кабинете и в групповых помещениях. Методический кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочниками, детской художественной литературой, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Сведения об объектах спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в групповых комнатах есть спортивные уголки, оборудованный физкультурный зал, в котором проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные развлечения. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным комплексом.
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
· печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
· электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
· аудиовизуальные (слайды);
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
· спортивные снаряды, мячи и дуги, скакалки, обручи т.п.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Детский сад имеет одно отдельно стоящее здание 1984 года постройки. Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у центрального входа в учреждение. Перед центральным входом в здание установлена вывеска с тактильной информацией с наименованием учреждения, графиком работы, места расположения для людей с инвалидностью по зрению. На входных дверях нанесена ярко - контрастная маркировка в виде круга жёлтого цвета. Для ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступени на всю ширину выполнены контрастные полосы ярко - желтого цвета. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.
Сведения о специальных условиях питания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.
Сведения о специальных условиях охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20. Световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. Имеется медицинский кабинет, оборудованный в соответствии с нормативными требованиями. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит инструктаж по оказанию первой медицинской помощи.
С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня); помещения детского сада оборудованы рециркуляторами воздуха.
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает ГБУЗ «Холмская центральная районная больница на основании заключенного договора. Медицинская сестра осуществляет доврачебную медицинскую помощь, контролирует и координирует весь образовательный процесс в учреждении, следит за соблюдением правил, требований и норм.
В дошкольном учреждении имеется психолого-педагогический консилиум, по письменному согласию родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидов оказывается психолого-педагогическое сопровождение специалистами ППк МБДОУ.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникативным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. Специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения групповых занятий с детьми-инвалидами и с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, для повышения уровня восприятия информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные учебно-методические материалы на электронных носителях. При необходимости проводиться подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Группы оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного пользования. Это:
• мультимедийные комплексы (проектор и экран),
• интерактивные доски.
Специальные технические средства обучения индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ – отсутствуют.
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие, интернат, в том числе, приспособленные для беспрепятственного доступа инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрены.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрены.
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
Условия питания обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья